понедельник, 17 июня 2013 г.

Как бы не порвать штаны

Уважаемые коллеги!
Хочу обратить Ваше внимание на статью директора школы №1  Дамира Галихановича .
Смело и  актуально!
Газета АИФ Челябинск   http://www.onlinegazeta.info/argumenti_i_fakti_online.htm
Наши школы одной ногой в рынке, другой в СССР.
Челябинск, 14 июня - АиФ-Челябинск. Среди школ всегда есть первая. В Челябинске так сложилось, что первое по номеру образовательное учреждение известно и другими достижениями.  Можно ли выжить школе без помощи родителей? Верно ли, что любого директора можно обвинить во взятках? Об этом и многом другом мы беседуем с директором гимназии №1 Дамиром Тимерхановым.

Фасад и изнанка                                                                                             

– По результатам ЕГЭ у нас довольно неплохие результаты – южноуральцы, получается, более грамотны, чем остальные россияне? Получается, у нас сильная педагогическая школа?
– Да, по результатам ЕГЭ в прошлом году мы вошли в первую десятку. Для меня это вполне естественный результат, если учесть, что 5 учителей года из Челябинской области, хотя сам конкурс, в котором участвует столько педагогов со всех концов страны, проводится менее двадцати лет. Благодарить за это надо старую педагогическую школу, которая сложилась в регионе после того, как к нам в годы Великой Отечественной войны эвакуировали не только заводы, но и вузы.
– Ленинградский педагогический институт, Киевский медицинский. Плохо, однако, то, что мы все еще живем наработками прошлых лет. Уйдут педагоги прежней школы, а что дальше? Не знаю. Причем такая же ситуация не только в педагогике.
Вот кому надо было, чтобы закрыли, например, ЧВВАУШ? Единственное заведение, где готовили штурманов как для военной, так и гражданской авиации! Порой я настроен очень пессимистично.
– Ситуация с директором 31-го лицея Александром Поповым показывает, что у нас готовы жертвовать заслуженными кадрами. Но можно ли школе, в принципе, выжить без материальной помощи со стороны родителей?
– Конечно, можно! Все можно! В войну ведь на обрывках газет писали. И учиться можно в обшарпанной школе. Надеюсь, вы понимаете, что я с сарказмом говорю. Вон у меня школа, как питерский дом-колодец – фасад нормально выглядит, потому что родители помогли, а изнанка вся сыпется, хотя ее государство мне обещало отремонтировать. А ремонт был последний раз в 1986 году, когда я школу заканчивал! А ведь есть школы, где с родителей и не соберешь средств – контент не тот. Конечно, такие школы работают – скорее, выживают, о развитии там речи не идет. Государство деньги дает, но….
– Их не хватает?
– Проблема в том, что долгое время школы финансировались по остаточному принципу. Результаты налицо. Нужны ежедневные вливания – на обновление технопарка, программы. На один только начальный класс мне надо потратить 153 тысячи рублей, а их у меня шесть! Только на заправку картриджей надо платить 9 тысяч рублей в месяц и закупать 50 пачек бумаги!
Плюс выставлены новые требования по медицинскому кабинету – у меня врача нет какой год, а надо, чтоб выделено было две комнаты на первом этаже, 8 метров от стены до стены. Из-за того, что мы пока не можем найти такие помещения, школе не выдают лицензию. А обязательный медосмотр для учителей? Поликлиники выставляют счета от 1 тысячи 200 до 1 тысячи 500 рублей на человека – мужчины почему-то обходятся дешевле. А без медосмотра нет допуска к занятиям. Но денег нет. А за свой счет проходить медосмотр учителя не хотят, и я их понимаю. И вот такие дела сыпятся на директора чуть ли не каждый день!
– А чья вина, что требований много, а средств недостаточно?
– Просто мы в рынке, а зарплаты советские. Надо выбрать что-то одно – либо жить по-советски (тогда пусть государство берет на себя абсолютно все расходы), либо по-рыночному (чтобы зарплаты были соответствующие). А мы в итоге живем так, как бы не порвать штаны! Государство дает деньги на коммуналку, зарплату, развитие, но это малая толика от необходимого. Да, предусмотрено многоканальное финансирование, но как именно, по каким схемам – ничего не прописано.

Средний класс самый понимающий

– В таких условиях практически любого директора можно обвинить во взятках?
– В том-то и дело! Знаете, Попов был моим учителем в школе – преподавал математику, остается им и в жизни. Все, что с ним произошло, это, конечно, подстава. В нашей школе мы постарались обезопасить себя от подобных обвинений – попечительский совет стал юридическим лицом, все платежи официальные. Приходится платить проценты банку, но лучше уж так… Кстати, есть родители, которые вообще не помогают, причем люди совсем не бедные. Самый понимающий – это средний класс.
– Но разве правильно – делать поступление в 1 класс платным?
– Как такового платного поступления нет. Но взносы в школах существуют – в каких формах и размерах, зависит от директора. У нас я говорю с каждым родителем, просто объясняю, в чем нужда у школы. Не обязательно ведь помогать только деньгами – причем информация об этих потребностях открытая, размещена на сайте. Вот недавно был родитель первоклассника – у него небольшое мебельное производство, предложил поделиться мебелью.
– А как относитесь к идее частных школ, выдвинутых Поповым?
– Со скепсисом. Не так у нас много людей, готовых выкладывать по 23 тысяч рублей за обучение. Такая школа должна быть во всем эксклюзивной – Попов обещает всех педагогов отправлять на стажировку за рубеж. Но с кадрами в Челябинске беда. У меня учителя начальной школы ведут по два класса в две смены. Представляете, сколько их не хватает в городе? Сотен!

Коррупция вместо комсомола

– У вашей школы много связей с зарубежными образовательными учреждениями – по какой схеме работают они?
– Я изучал опыт школ в Чехии, Польше, Австрии, Словакии. Там директор весной определяет программу развития и уходит с коллективом в отпуск. В августе он принимает школу у государства, в обязанности которого входит подготовить учреждение к новому учебному году. У нас все с точностью до наоборот.
– Может, подобные недочеты сказываются и на учениках? Есть мнение, что нынешние дети знают куда меньше сверстников прошлых лет. В частности, стали меньше читать. Вы с этим согласны?
– Да, читают меньше, потому что преобладает клиповое сознание – куда важнее стал визуальный ряд, но это приводит к поверхностности. Я однажды постарался запустить проект «Моя любимая цитата» – думал, вся стена будет увешана. Не получилось.
– Есть идея сделать должность министра образования выборной – мол, это сделает систему более живой и гибкой…
– Это предложил Попов. Но выборный министр, который всех удовлетворяет – это нереально. Работу министра можно критиковать, но, знаете, как говорят, руководитель в 2 раза глупее, чем он думает о себе, но в 2 раза умнее, чем о нем думают другие. Я сам прошел путь от пионервожатого до директора – тот же комсомол, партия были при всех изъянах (кумовство, связи) работающей системой подготовки кадров. Сейчас, как ни печально, ту же системообразующую функцию выполняет коррупция. Если ее убрать, все рухнет.
Но менять ситуацию надо – чтобы в песочнице девочки снова играли в школу. Иначе так и будет, что выпускники педвузов идут в школы – говорят, что к нам приходят 30% получивших диплом, но это неправда. Около 17%, не больше.

Досье

Родился в Челябинске. Закончил школу №1 в 1986 году. Окончил ЧГПИ по специальности «учитель истории и обществознания». Был призван в армию, служил в ограниченном контингенте войск в Восточной Европе. После работал в родной школе учителем истории и обществознания. Далее был назначен заместителем директора по воспитательной работе. С 2002 года директор школы №1.

Кстати

Проблема дефицита педагогических кадров есть и в благополучной Австралии. Одна из выпускниц гимназии №1 устроилась туда на работу и рассказала, что в стране из-за того, что чересчур рьяно стали бороться с педофилией, люди просто перестали идти работать в школу – дети по любому поводу обвиняли учителей в домогательствах. В результате сейчас приходится зазывать педагогов из-за рубежа.

0 коммент.:

Отправить комментарий